Издат§ДЫю Российского университет^ 9 страница

Обеспечение гигиенических норм по содержанию ве­ществ нефтяного происхождения в приземном слое атмосфе­ры в настоящее время, как правило, достигается за счет рас­сеивания выбросов в высоких слоях атмосферы. Однако строительство дымовых труб является весьма дорогостоя­щим мероприятием, поэтому для вновь проектируемых кот­лов ведутся интенсивные поиски конструктивных решений, направленных на совершенствование работы горелок, что позволит снизить вредные выбросы. На уже действующих котлах изыскиваются такие режимы, которые позволили бы снизить выбросы ванадия и никеля до возможного минимума без конструктивных изменений, что (особенно в сочетании с высокими дымовыми трубами) может оказаться вполне дос­таточным для обеспечения чистоты локального воздушного бассейна.

Поднимая вопрос о катастрофах, приводящих к выбро­су в окружающую среду больших количеств нефтепродук­тов, невозможно обойти молчанием последствия кризиса в Персидском заливе в результате боевых действий 1991 г. Большая часть нефтяных загрязнений отмечалась при спуске нефти из терминала Си-Айленда и разрушении сборников- очистителей Хафджи, а также при бомбардировке союзника­ми двух иракских танкеров. По оценкам комиссии ОПЕК, обследовавшей 150 береговых участков, количество загряз­нившей их нефти составило 1,7 млн. баррелей (для очистки от такой массы требуется не менее 20 месяцев).

В результате военного конфликта в Персидском заливе сложилась следующая ситуация: общий объем пролитой нефти составил 2 млн. баррелей, из них 1,4 млн. было удале­но из воды, а 30-40% нефти испарилось. Все еще актуален вопрос о 5 млн. баррелей пролитых нефтепродуктов, не го­воря о мерах по очистке нефтяных отложений на морском дне. Другая не менее важная проблема связана с ликвидаци­ей уже собранной нефти, содержащейся пока во временных емкостях, где скопилось огромное количество тяжелых ме­таллов, в том числе ванадия и никеля.

Первые предпринятые попытки по очистке были на­правлены на то, чтобы предотвратить ее поступление (благо­даря ветрам и течениям) от берегов обратно в море, с этой целью использовались боны и ловушки с песком, смываемым в море. Всего на ликвидацию последствий аварии было бро­шено 34 танкера различных габаритов, в результате удава­лось извлекать за день по 25 тыс. баррелей разлитой нефти, а собранную нефть направляли к сливу в 5 км от места загряз­нения. Всего на ликвидацию последствий кризиса в Персид­ском заливе Саудовской Аравией было ассигновано 450 млн. долл. - такова цена только экологических последствий и только одного вооруженного конфликта.



Еще один аспект загрязнения морской акватории неф­тью и содержащимися в ней тяжелыми металлами - это все учащающиеся случаи аварий на нефтяных танкерах. Так, по­сле крушения нефтеналивного танкера «Амоко-Кадис» у за­падной оконечности Бретани в 1978 г. (когда в море выли­лось 233 тыс. т нефти) спустя несколько месяцев погибали морские птицы, а в ФРГ гибель птиц достигла невиданных масштабов. Конечно, как было сказано, были предприняты попытки бороться с разлившейся нефтью (боны и отсосы, разбрызгивание с самолетов или катеров нефтесвязывающих веществ, например Путидойла, коагуляция детергентами). Ясно, однако, что и сами эти химические средства уничто­жения нефтяных пятен опасны для окружающей среды, в до­бавление к тяжелым металлам нефти (-30 наименований).

Универсальных способов борьбы с «нефтяными» ме­таллами, в том числе ванадием и никелем, загрязняющими окружающую среду, нет. Человечеству остается только сни­зить шкалу расходов нефти и получаемых из нее продуктов.

Широко используемый слоган «The Dilution is the Solution of the Pollution [Разбавление - вот где решение проблемы хими­ческого загрязнения]» мало применим к загрязнению окру­жающей среды ванадием, никелем и иными металлами неф­тей и нефтепродуктов.

Металлическая компонента промышленных и бытовых отходов

Проблема токсичных отходов исключительно актуаль­на для России. На территории страны на начало 90-х гг. в от­валах, хранилищах, на полигонах и свалках было накоплено порядка 80 млрд. т твердых бытовых и промышленных отхо­дов, из них токсичных и экологически опасных более 1,31 млрд. т. Особую опасность вызывают отходы 1-го класса опасности: гальванические (кадмий) и нефтяные (ванадий, никель) шламы, соединения ртути, хрома и др. Отсутствие на большинстве предприятий современных технологий по обез­вреживанию таких отходов, а также необходимых мощно­стей и оборудования привело к тому, что из общего количе­ства отходов 1-го класса опасности полностью обезврежива­ется только порядка 7,5%.

В сельском хозяйстве тоже существует проблема хра­нения отходов, например, пришедших в негодность или за­прещенных пестицидов (в том числе металлосодержащих - свинец, олово, мышьяк, медь, цинк), что составляет пример­но 13,5 тыс. т. Их физическое состояние, неопределенность химического состава, почти всегда неудовлетворительные условия хранения обусловливают опасность для природной среды и здоровья людей.

Серьезную проблему представляют свалки твердых бы­товых отходов. В Российской Федерации ежегодно образует­ся более 140 млн. м3 таких отходов, и из них лишь около 5% перерабатываются, а остальные вывозятся на полигоны для хранения. Отходы подвергаются сжиганию, и тогда источни­ками токсикантов становятся сами установки по сжиганию. Несмотря на широкое применение таких установок (в част­ности с использованием печей цементных заводов), ни одна из технологий не соответствует требованиям экологической безопасности. Главный аргумент против принятых техноло­гий сжигания - загрязнение атмосферного воздуха токсич­ными веществами и создание новых, еще более опасных: ле­тучей золы и шлама, требующих, в свою очередь, удаления на следующие свалки. Печи для сжигания опасных отходов - это те же свалки, но представляющие еще большую экологи­ческую угрозу ввиду высокой концентрации в них тяжелых металлов.

В отношении промышленных отходов важнейшую роль играют методы складирования. Инертные материалы и про­мышленные металлические шламы практически полностью закладывают на долговременное хранение. Примерно 2/3 всех отходов бытового и производственного происхождения и 90% инертных отходов складируют в хранилищах (свал­ках). Большую часть специфических вредных веществ все же сжигают. Большая степень возврата на вторичную перера­ботку (85%) достигнута только для отработанного масла и старых покрышек автомобилей. В Западной Европе пример­но до 30% всех отходов сжигается в печах. Преимущества процесса сжигания состоят в существенном уменьшении объема отходов и действенном разрушении горючих мате­риалов, остатки от сжигания (шлаки и зола) составляют лишь 10% от первоначального объема и 30% от массы сжигаемых материалов. Поэтому в удалении отходов, в том числе и ме­таллических, термическая обработка наряду со складирова­нием занимает важное место. Однако при неполном сгорании в окружающую среду попадают вредные вещества, в том числе и вновь образовавшиеся оксиды тяжелых металлов МхОу.

В дымовых газах установок для сжигания отходов со­держатся не только газообразные вредные вещества (диоксид серы SO2, оксиды азота NOx, монооксид углерода СО), но и тяжелые металлы, такие как свинец, ртуть, хром, мышьяк и др. Вид и количество вредных веществ в неочищенных отхо­дящих газах установки для сжигания зависят от состава от­ходов, конструкции топки и условий работы печи. В табл. 20 представлены концентрации тяжелых металлов в дыме отхо­дящих газов из печей.


Среднее содержание тяжелых металлов в дыме мусоросжигательных печей

Состав

Концентрация,

Состав

Концентрация,

мг/й3

мг/fr

Алюминий

12,056

Олово

0,167

Цинк

3,080

Кадмий

0,0071

Свинец

1,760

Хром

0,044

Медь

0,185

Ртуть

0,001

В отличие от описанных выше методов обработки от­ходов, включающих лишь частичное их энергетическое ис­пользование в качестве горючего на мусоросжигательных заводах, под вторичным использованием (recycling) понима­ют повторную переработку материалов, содержащихся в от­ходах. Промежуточное положение занимает «горючее из му­сора», которое выходит за пределы завода по переработке отходов, но не участвует в обороте материалов, так как ис­пользуется только для получения энергии - такое производ­ство еще находится на уровне опытных установок.

Такое опасное производство, как сжигание мусора, не может, по чисто техническим причинам, быть безотходным. Выбросы мусоросжигательных заводов, как и всех обычных промпредприятий, загрязняют воздух и воды. Дня снижения выбросов в воздух создаются мощные, эффективные, но крайне дорогие очистные сооружения. Для уменьшения объ­емов золы и шлаков, подлежащих захоронению, делаются попытки использовать их в строительных изделиях (что так­же может быть опасно). При работе фильтров и мокрых скрубберов нейтрализации кислых газов чем лучше очистка, тем больше объем отходящей загрязненной воды и загряз­ненной массы, снимаемый с фильтров. Работа любого мусо­росжигательного завода опасна для окружающей среды и здоровья населения! В качестве примеров приведем данные, характеризующие работу таких заводов по выбросу тяжелых металлов (табл. 21).

Содержание тяжелых металлов в продуктах сжигания твердых бытовых отходов

Металл

Выбросы в воздух

Летучая зола

содержание,

%

коэффици­ент концен­трации

содержание,

%

коэффици­ент концен­трации

Висмут

0,0003-0,0013

300-1300

0,01

Серебро

0,0006-0,0021

86-300

0,003-0,01

430-1430

Олово

0,02-0,18

80-720

0,22-0,3

880-1200

Свинец

0,155-0,186

97-116

0,45-1

281-625

Кадмий

0,0005-0,0012

38-923

0,005-0,01

380-770

Сурьма

0,003-0,009

60-180

0,01-0,02

200-400

Медь

0,15-0,4

32-85

0,07-0,3

15-64

Цинк

0,18-0,56

22-68

1-3

120-360

Хром

0,06-0,16

7-20

0,08-0,6

10-200

Ртуть

0,00004-0,00009

5-10

-

-

Из данных табл. 21 видно, что содержание опасных ме­таллов в дымах в тысячу раз больше, чем в «обычном» воз­духе. Токсичные металлы выбрасываются в форме солей или оксидов, т.е. в устойчивом виде и могут лежать неопреде­ленное число лет, накапливаясь постепенно и с пылью попа­дая в организм человека. Опасность токсичных металлов именно в том, что они (кроме ртути, которая мигрирует) лег­ко накапливаются, поэтому нормы ПДК здесь неприемлемы. Что касается шлаков, то нет никаких разумных оснований (ни экономических, ни экологических) для того, чтобы пре­вращать 3 т малотоксичного мусора в 1 т высокотоксичной золы. Шлаков образуется около 1 т на 3—4 т мусора, а в тех сжигателях, где в печь добавляют известняк в качестве флю­са, шлаков еще больше.


Содержание тяжелых металлов в блоках из различного цемента, мг/кг

Предпринимаются самые разнообразные попытки ис­пользовать шлаки и золу: из них пытаются делать бордюр­ные камни, барьерные рифы и блоки для строительства, вво­дить их в асфальт и использовать для других дорожных по­крытий, предлагается делать шлаковату для утепления зда­ний и керамзит для строительных работ. Но эти шлаки до­вольно опасны, их токсичность складывается из токсичности неопознанных органических токсикантов и токсичных ме­таллов (табл. 22).

Таблица 22

Металл

Блоки с летучей золой

Блоки со шлаком и летучей золой

Обычные цементные блоки

Портланд­цемент

Цинк

Свинец

Медь

Никель

Хром

Кадмий

0,26

0,04

Мышьяк

В табл. 23 дана сравнительная характеристика общего содержания металлов в золе, полученной на угольных тепло­вых станциях и из мусора. Из такого сравнения следует, что угольные ТЭЦ хуже, однако их строят вдали от городов и вблизи мест добычи угля, а «мусорные» располагают вблизи мест образования мусора, т.е. около домов.

Таблица 23 Сравнение выбросов тяжелых металлов с золой при сжигании угля на ТЭЦ или мусора, мг/кг топлива

Металл

Мусоросжигательный

Угольная

завод

электростанция

Мышьяк

Барий

Бериллий

Кадмий

Хром

Кобальт

Медь

Свинец

Ртуть

>130

Стронций

Ванадий

Цинк


Образующиеся сточные воды от сжигаемых отходов сильно загрязнены солями токсичных металлов (табл^_ 24). Из данных табл. 24 следует, что вода всегда либо силы^ощелоч- ная, либо сильнокислая, что также требует специальной ее обработки. В тех сжигателях, где нет отбора тепла дщя полу­чения энергии, в горячие газы впрыскивают воду, которая полностью испаряется и с газами попадает на очистные фильтры, а оттуда в сборник сточной воды. Поэтом у все ус­тановки для сжигания мусора должны быть удалены от го­родской застройки.

Таб.ЛИца 24 Содержание в сточных водах тяжелых металлов, мг/м3

Металл

Вода из скруббера отходящих газов

Вод» охлаждения

ШЛ»*0Б

Ванадий

0,95

0^8

Хром

0,69

о,го

Медь

1,28

0,36

Никель

3,7

______ 0^5

Цинк

14,1

t.H

Кадмий

0,46

0,15

Свинец

6,8

_______ £8

Ртуть

6,6

0,Q38

Общие задачи по оценке степени загрязнения среды конкретными тяжелыми металлами и их воздействия на природу и человека сводятся к следующему: сначала нужно выявить факт загрязнения именно тяжелыми металлами, установить техногенные или природные источники поступ­ления тяжелых металлов в окружающую среду (особенно для уже загрязненных районов), потом провести анализ проб на содержание тяжелых металлов в различных средах и по разным регионам, определить степень загрязнения каждой из сред конкретным металлом (металлами).

За перечисленными мероприятиями следуем медико- экологическая и медико-демографическая оценку влияния тяжелых металлов на состояние здоровья, особенно женщин репродуктивного возраста и детей, а также рабочие предпри­ятий, вырабатывающих или перерабатывающих тяжелые ме­таллы. Сюда же относится и население промзон а наиболее

загрязненных тяжелыми металлами районах, в том числе и в случаях совместного действия с иными токсикантами (пес­тициды, хлорированные углеводороды и др.).

Для снижения влияния тяжелых металлов необходимо осуществлять постоянный контроль за деятельностью пред­приятия по установке очистительных устройств и переход к современным технологиям. Не менее важна работа по реаби­литации здоровья людей, уже пострадавших от воздействия тяжелых металлов, для чего необходимы информирован­ность населения и всеобщее экологическое образование, как это имеет место в таких экологически благополучных стра­нах, как Скандинавские страны или Япония.


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Японский вариант защиты окружающей среды

Как яркий пример в данной области приведем японский вариант защиты своей окружающей среды, состояние кото­рой было катастрофически нарушено в результате атомной бомбардировки в 1945 г. Сейчас Япония - экологически бла­гополучное государство и одновременно одна из самых тех­нически развитых стран. Экономические достижения Японии трудно представить без широкого внедрения автотранспорта, и как в любой другой стране здесь автомобиль стал также одним из главных источников «металлического» загрязнения окружающей среды. В конце 90-х гг. в Японии было зареги­стрировано свыше 65 млн. автомашин (из них 20 млн. грузо­вых), и в сравнении с предыдущей декадой число машин увеличилось (как и в нашей стране) более чем в 4 раза. За эти же годы, несмотря на достаточно большое дорожное строи­тельство, протяженность дорог на одну автомашину сокра­тилась более чем вдвое, а их плотность (самая высокая в ми­ре) превысила 3 км/кв. км. Вредные промышленные выбросы и бытовые отходы с тяжелыми металлами, автомобильные свинцовые выхлопы и все, что разрушает природную среду, в Японии назвали одним емким словом «когай» - буквально «всеобщий вред».

Повышенный интерес японцев к экологическим про­блемам объясняется отмечаемой многими социологами важ­ной чертой их национального характера - любовью к приро­де. При довоенном милитаристском режиме в стране этим проблемам практически не уделялось внимания, поскольку главной целью ставилось создание любой ценой мощной во­енной машины. В первые послевоенные десятилетия счита­лось, что природа выдержит любые техногенные нагрузки, и только в конце 60-х гг. экологические проблемы стали ре­шаться там на государственном уровне. При прямом участии государства в 1990 г. создан Исследовательский центр тех­нологий, работы которого связаны с оценкой возможности и последствий глобального потепления и альтернативными ис­точниками энергии. На разработку экологичных технологий направлены усилия организаций по развитию новых энерге­тических и промышленных технологий с бюджетом 2 млрд. долл. (в 1990 г.).

Ежегодно в Японии ужесточаются законодательные нормативы по выбросам в атмосферу промышленных отхо­дов и выхлопных газов автомобилей, а в 1992 г. был принят Закон о специальных мерах по уменьшению выброса оксидов азота и оксидов свинца автотранспортом. По японским дан­ным, при годовом пробеге в 10 тыс. км легкового автомобиля или малогабаритного грузовика ежегодно в атмосферу вы­брасывается до 3 кг смешанных оксидов (NxOy + РЬО); при умножении этой цифры на число автомобилей, с учетом плотности населения, японцы получили довольно мрачную картину. Изменить ее к лучшему во многом помогли запрет на свинцовые добавки к автомобильному топливу, а также и серийный выпуск автомобилей с двигателями на альтерна­тивных источниках энергии. Япония опережает другие стра­ны в разработке электромобилей, гибридных силовых уста­новок, в которых бензиновые двигатели (работающие без свинцовых добавок в оптимальном с точки зрения экологии режиме) сочетаются с электродвигателями. Ситуация в об­ласти защиты природы улучшилась коренным образом после того, как население получило нужные сведения о мерах пре­дотвращения «когай», было введено экологическое образо­вание всех возрастов и социальных групп. В японских зако­нах есть специальные статьи, касающиеся экологического образования. На государство возлагается обязанность пре­доставлять населению всю необходимую информацию каса­тельно «защиты прав и интересов физических и юридиче­ских лиц, состояния окружающей среды и проблем ее сохра­нения, содействия обучению и поощрению самообразования в деле сохранения окружающей среды».

Для защиты прав и интересов физических и юридиче­ских лиц в стране введен экологический налог как источник финансирования мероприятий, направленных на предупреж­дение нарушений в окружающей среде и на ликвидацию по­следствий экологических бедствий. Подобные налоги сущест­

во

вуют и в США, например «Энергетический налог», а в Шве­ции утвержден «Углеродный налог» (на затрату топлива).

С воспитания любви к природе и ее обитателям у япон­цев закладываются основы экологических знаний. Школьники с раннего возраста активно участвуют в экологической работе, и это всячески поощряется. Поэтому свыше 50% населения, отвечая на анкету «Проблемы в обществе», первым отметили пункт «Состояние окружающей среды». Министерство обра­зования Японии считает, что необходимы сквозные методики преподавания экологических дисциплин во всех образова­тельных учреждениях; накопление и обобщение опыта, поиск новых форм экологической информации — эти задачи возло­жены на созданный в 90-е гг. Институт экообразования. Япон­ские школьники получают сведения об окружающем мире и его проблемах сразу же по нескольким дисциплинам: химии, географии, медицине, биологии. Для ознакомления молодежи с необходимой экологической информацией используются компьютерные игры, комиксы и фильмы. Сейчас 97% жите­лей страны в среднем проводят у телеэкрана 3 час. в день, 58% из них не могут представить себе даже недели без пере­дач «экологического телевидения». Учитывая интерес к эко­логии населения, в японских газетах и журналах печатаются материалы на экологические темы, а в настоящее время японцы считаются одной из самых читающих наций (в стра­не выходит около 130 ежедневных газет общим тиражом бо­лее 60 млн.). Деловые круги страны, как и средства массовой информации, стремятся показать себя активными защитни­ками окружающей среды. Например, Токийский кредитный банк обратился к своим клиентам с призывом поддержать природоохранительную деятельность в государстве про­граммой «Сохраним окружающую среду для подрастающего поколения».

В стране производится топливо, получаемое из домаш­него мусора, выпускаются материалы из пластиковых отхо­дов, на прилавках японских магазинов все больше появляет­ся товаров с эмблемой «изделие экологично», и данный знак в Японии соответствует качеству товара. Таким образом Японская ассоциация окружающей среды, имеющая государ­ственную поддержку, отмечает и поощряет изделия, при производстве которых экономятся ресурсы и энергия.

Об успехах в экологическом воспитании населения Японии говорят многие, на первый взгляд, бытовые факты. Например, в домашнем хозяйстве используются специальные бумажные фильтры для кухонных раковин, задерживающие отработанный жир и другие вредные отходы. Предпочтение при покупках бытовой техники отдается водосберегающим стиральным машинам и энергосберегающим холодильникам. Для регулирования температуры горячей воды в доме при­меняются электронные устройства. Жители городов и посел­ков, расположенных вблизи озера Бива (имеющего для Япо­нии такое же значение как для России Байкал), чтобы не за­грязнять его плохо разлагающимися детергентами, исполь­зуют в качестве моющего средства только мыло. Посещаю­щих страну иностранцев поражает бережное отношение японцев к деревьям. Даже во время строительства деревья не вырубают, а перевозят в питомник, где их оставляют под присмотром специалистов до конца строительства, а затем вновь пересаживают. Японцы прилагают все усилия, чтобы сохранить даже больное дерево.

Таковы свидетельства зарождения в японском обществе новой модели жизни этой страны - экологического разви­тия. В Японии осуществляется экологизация науки, всего технического прогресса, культуры производства, а самое главное - всех видов социальной деятельности. Изменяется самосознание людей, их понимание жизненных ценностей. Стремление взять от природы «все, что можно», меняется на созидательное, ответственное отношение к ней. Это неболь­шое по территории островное государство показало всему миру, каким именно образом можно восстановить не терри­торию, а возродить природные богатства и окружающую среду, пострадавшую в результате атомной катастрофы, и тем самым гарантировать своему населению высокое качест­во самой жизни.


ЛИТЕРАТУРА

Авцын А.П., Жаворонков А.А., Риш М.А., Строчкова Л.С. Микроэлементозы человека. - М.: Медицина, 1991.

Государственные доклады «Охрана окружающей среды и здоровье населения РФ». - М.: Зеленый мир, 1992-1998.

Давыдова С.Л. О токсичности ионов металлов. - М.: Знание, сер. «Химия», 1990.

Давыдова С.Л., Пареного О.П. Экологические проблемы в химии нефти. - М.: Нефтехимия, 1999.

Добровольский В.В. Основы биохимии. - М.: Высшая школа,

1998.

Захаров В.М. Здоровье среды. Концепция. Методика оценки. Практика. - М.: ЦЭПР, 2000.

Контроль химических и биологических параметров окружающей среды / Под. ред. Я.К. Исаева. - Спб., 1999.

Лисин B.C., Юсфин Ю.С, Ресурсо-экологические проблемы XXI века и металлургия. - М.: Высшая школа, 1998.

Лосев КС., Ананичева М.Д. Экологические проблемы России и сопредельных территорий. - М.: Ноосфера, 2000.

Мазур И.И., Молдованов O.K. Шишов В.Н. Инженерная экология. Т. 1, 2. -М.: Высшая школа, 1996.

Никаноров A.M., Хоружая Т.А. Экология. - М.: Приор, 1999.

Панин В.Ф., Сечин А.М., Федосова В Д. Экология для инженера. - М.: Ноосфера, 2000.

Свинцовое загрязнение окружающей среды РФ и его влияние на здоровье населения (Белая книга) / Под ред. В.В, Сна- кина. - М.: РЭФИА, 1997.

Экологический энциклопедический словарь / Под ред. А.С. Мо- нина. - М.: Ноосфера, 2000.

Экология, охрана природы и экологическая безопасность / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. -М.: МНЭПУ, 1997.

Яблоков А.В. Атомная мифология. -М.: Наука, 1997.

Ando Т. Plant Nutrition for Sustainable Food Production and Environment. Tokyo, 1997.

Kabata-Pendias A., Pendias H. Biogeocheraistry of Trace Elements. Wyd. Nauk PWN, Warsaw, 1999.

Sigel H., Sigel A. (Eds.) «Methal Iones in Biological Systems». Serie vol. 1-36, Marcel Dekker Inc. New York, Basel, 1966-1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ

Тяжелые металлы относятся к приоритетным загряз­няющим веществам, наблюдения за которыми обязательны во всех средах. В 1973 г. ООН был принят список наиболее опасных для человека (15-ти) веществ, среди которых значи­лись сернистый газ, оксид и диоксид углерода, оксид азота, нитраты, нитриты, нитрозамины, аммиак, ртуть, свинец, кадмий, а также взвешенные в воздухе пылевые частицы, концентрирующие различные металлы. ,

ПДК для токсичных элементов, утвержденные еще Минздравом СССР, действуют и сейчас для более 1300 ве­ществ в воздухе и более 1100 в воде. Они уточнялись, допол­нялись и в настоящее время приобрели достаточную ста­бильность, являясь наиболее жесткими в мире (но не всегда соблюдаемыми). Общее количество веществ, отнесенных к токсичным, в настоящее время близко к 3000, большинство из них - органические соединения. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в рамках Международной програм­мы химической безопасности опубликованы «Гигиенические критерии состояния окружающей среды» для ртути, берил­лия, свинца, олова, марганца, мышьяка, титана и других ме­таллов.

Сам термин «тяжелые металлы», характеризующий широкую группу загрязняющих веществ, получил в послед­нее время значительное распространение. В различных науч­ных и прикладных работах авторы по-разному трактуют зна­чение этого понятия. В связи с этим количество элементов, относимых к группе тяжелых металлов, варьируется в широ­ких пределах. В качестве критериев принадлежности исполь­зуются многочисленные характеристики: атомная масса, плотность, токсичность, распространенность в природной среде, степень вовлеченности в природные и техногенные циклы. В некоторых случаях под определение тяжелых ме­таллов попадают элементы, относящиеся к хрупким (напри­мер висмут) или даже металлоидам (например мышьяк).

Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав


0551193716970753.html
0551221585034071.html
    PR.RU™