Правоохранительные органы Российской Федерации

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство признает, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина.

Основополагающие конституционные положения являются правовой базой формирования принципа законности, заключающегося в выполнении предписаний Конституции РФ и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами.

Реальное обеспечение мер по соблюдению законности и укреплению правопорядка в той или иной степени присуще всем участникам общественных отношений. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание РФ принимает законы, в том числе и о правоохранительных органах. Совет Федерации назначает Генерального прокурора. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране общественного правопорядка, борьбе с преступностью. Министерства, государственные комитеты обеспечивают законность и правопорядок в порученной им сфере деятельности. Упомянутые органы выполняют функции по охране правопорядка в той мере, которая требуется для решения стоящих перед ними задач. Для того чтобы из всех органов выделить те, основная деятельность которых заключается именно в обеспечении правопорядка и законности, т. е. относящихся к правоохранительным органам, следует определить признаки, присущие их деятельности.

Прежде всего, для правоохранительной деятельности характерным является применение мер юридической ответственности. Во-первых, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные УК РФ. За проступки, не влекущие уголовное наказание, предусматриваются меры административного взыскания в соответствии с КоАП РФ. При причинении имущественного или иного ущерба, невыполнении договорных обязательств действуют санкции, установленные гражданским законодательством. Применение мер юридической ответственности может осуществляться только на основании закона, который закрепляет круг органов и должностных лиц, имеющих право применять данные меры.

Во-вторых, правоохранительная деятельность реализуется в рамках точно определенных процедур. Присущих досудебным и судебным стадиям расследования преступлений, рассмотрению имущественных, трудовых, жилищных споров, разрешению дел об административных правонарушениях. В-третьих, существенный признак правоохранительной деятельности заключается в том, что она реализуется органом, специально на то уполномоченным государством. Это относится как к государственным органам, так и к негосударственным организациям. Тем самым обеспечивается необходимая правовая регламентация правоохранительной деятельности соответствующих правоприменителей, их ответственность и контроль со стороны государства.



Таким образом, правоохранительная деятельность – это деятельность, которая осуществляется с целью охраны права, путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур специально на то уполномоченными государственными и общественными организациями.

Из данного определения следуют два общих положения. Во-первых, в связи с многообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная деятельность осуществляется как государственными структурами (органы внутренних дел), так и негосударственными организациями (частные детективные агентства). В рамках централизованных подсистем (прокуратура), так и действующих автономно (органы охраны правопорядка местного самоуправления). Использование в работе не только гласных методов, но и проведение негласных мероприятий (оперативно-розыскная деятельность). Во-вторых, при всем этом многообразии организационных форм и методов работы остается неукоснительное соблюдение конституционных принципов, всеми органами осуществляющими правоохранительную деятельность. К числу основных относятся: принцип законности – Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения и граждане обязаны соблюдать конституционные нормы и законы РФ (ст. 15 Конституции РФ).

Основными направлениями (функциями) правоохранительной деятельности являются:

1. Прокурорский надзор, как самостоятельное направление правоохранительной деятельности включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны.

2. Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных действий.

3. Выявление и расследование преступлений особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей) входящих в соответствующие подразделения правоохранительных органов. Их задача выявление всех обстоятельств преступления, установление лиц, его совершивших, реабилитация невиновных.

4. Правовое обеспечение и правовая помощь – эту функцию осуществляют адвокаты и нотариусы. Адвокаты оказывают юридическую помощь в форме: правовых консультаций, защиты на следствии и в суде, представительства в гражданском суде. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан, а также обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

5. Негосударственная правоохранительная деятельность – частная охранная и детективная деятельность в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.


0392038514473495.html
0392073937085167.html
    PR.RU™